processing...

Новости \ Новости и события

Выставка «Культура эпохи. Культура Страны Советов»

Уважаемые читатели! Приглашаем вас на инсталлированную книжную выставку из цикла «Культура эпохи. Культура Страны Советов», которая будет проходить с 5 по 19 ноября.

Люди издавна мечтали о жизни в царстве справедливости и достатка. Очередная попытка реализовать извечную мечту человечества была предпринята в начале ХХ ст. в России. Последовавшая вслед за Первой мировой войной Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года стала истинным водоразделом между Новой и Новейшей эпохами.

Возникшее на фундаменте Российской империи государство Союз Советских Социалистических республик (СССР) с первых своих дней приступило к строительству качественно нового общества, новой культуры, воспитанию нового человека – железного борца и строителя коммунизма. Повышение образовательного и культурного уровня советских людей стало одной из важнейших забот государства. Политика в области культурного строительства получила официальное название "культурная революция", начальным этапом которой стала полная ликвидация неграмотности и приобщение народа к сокровищам мировой культуры.

Результатом культурной революции стало построение культуры нового типа – советской или социалистической культуры. Являясь производной от европейской культуры, социалистическая культура в корне отличалась от западной и по своей идейной сущности, и по своей социальной функции.

Социалистическая культура должна была наследовать материальные и духовные ценности всех предшествующих эпох, вобрав и творчески переработав все лучшее из культурного наследия человечества, а все достижения и блага должны были стать достоянием простого человека-труженика.

Отличительные черты советской культуры – народность, партийность и социалистическая идейность, патриотизм, коллективизм, интернационализм, научное мировоззрение.

Масштабные культурные преобразования имели и свою оборотную сторону – они сопровождались разрушением "старой буржуазной культуры", уничтожением культурных ценностей, которые не отвечали задачам построения нового социалистического общества, преследованиями интеллигенции, не разделявшей пролетарских идей, борьбой против церкви

Одной из ключевых установок культурной революции стало использование достижений культуры в качестве инструмента идеологического влияния на массы. В 1918 г. В. И. Лениным был предложен план монументальной пропаганды, предусматривавший установку монументальных памятников выдающимся революционерам, гуманистам, деятелям культуры, наглядную агитацию с помощью плакатов, лозунгов революционного и гуманистического содержания; агитационное оформление праздников.

В противовес западному модернизму, советская идеология требовала от художника следовать единому творческому методу. Таким методом стал социалистический реализм – новое художественное направление в искусстве. Эстетика соцреализма опиралась на классические традиции, избегая любых непривычных средств выражения. Тематикой соцреализма становятся: революционная романтика, поэтизация социалистического строительства, героизация человека труда.

Социокультурная панорама советской эпохи – пестрая, сложная диалектическая целостность. Ей свойственна противоречивость и неоднозначность. Духовное, человеческое в ней всегда сопровождалось с игнорированием интересов отдельной личности, с бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а связь с многовековой историей народа сочеталась с официозным прославлением политической системы: существование фальшивых, "заказных" исследований и произведений в разных жанрах.

Вместе с тем культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, с верой масс в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, и лидера-вождя. Современные социологи отмечают, что для рассматриваемой эпохи типично известное состояние "зажатости" между прошлым и будущим, ориентации на "двоичности" (революция-контрреволюция, белые-красные, мы - они, наши - не наши и т.п.), с заявленной устремленностью вперед сочетается полное равнодушие к сиюминутному настоящему, к его важной роли в жизни любого конкретного человека.

Цель нашей выставки – показать через призму художественной литературы, изобразительного искусства все многообразие и многослойность советской культуры, ее особенность, неповторимость и противоречивость. Вниманию читателей и посетителей выставки предлагаются к прочтению и просмотру произведения советских писателей и художников, вещи, сувениры, значки, виниловые пластинки и другие символы эпохи СССР.

Литература:
  • Культура советского периода. – [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://diplomba.ru/work/90134 – Заглавие с экрана. (Дата обращения 25.10.2019.).
  • Культура советской эпохи. – [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://studopedia.ru/10_266584_zapadnaya-kultura-hh-veka.html –Заглавие с экрана. (Дата обращения 25.10.2019.).
  • Особенности культуры советского периода. – [Электронный ресурс.]– Режим доступа: https://my-cccp.ru/osobennosti-kultury-sovetskogo-perioda/ – Заглавие с экрана. (Дата обращения 25.10.2019.).
  1. Абрамов Ф.А. Пряслины: трилогия / Ф. А. Абрамов. – М: Советский писатель, 1977. – 815с.
  2. Ахматова А.А. Я – голос ваш...: сборник / А. А. Ахматова. – М.: Книжная палата, 1989. – 381 с. – (Популярная библиотека).
  3. Бедный Д. Стихотворения / Д. Бедный. – М.: Современник, 1977. – 207 с.
  4. Блок А.А. В огне и холоде тревог... Избранное / А. А. Блок. – М.: Детская литература, 1980. – 431с.: илл. – (Школьная библиотека).
  5. Булгаков М.А. Романы: Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита / М. А. Булгаков. – М.: Современник, 1987. – 750 с.
  6. Высоцкий В. Я, конечно, вернусь: Стихотворения. Песни. Проза / В. Высоцкий. – М.: Эксмо, 2001. – 512с. – (Русская классика. ХХ век).
  7. Иванов А.С. Вечный зов: роман / А. С. Иванов. – М.: Советский писатель, 1976. – 624 с.
  8. Гладков Ф. В. Цемент: роман / Ф. В. Гладков. – М.: Профиздат, 1983. – 264с.
  9. Глазунов И. «БАМ»: альбом/И. Глазунов. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 11 с.
  10. Голубые дороги Родины: альбом/ Сост. Т. Т. Салахов. – М.: Советский художник,1982. –128с.
  11. Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. Пьесы / М. Горький. – М.: Художественная литература, 1984. – 700 с.: ил. – (Библиотека классики. Советская литература).
  12. Горький М. Мать. Воспоминания / М. Горький. – М.: Художественная литература, 1982. – 510 с. – (Классики и современники. Советская литература).
  13. Леонов Л.М. Русский лес: роман / Л. М. Леонов. – М.: Современник , 1982. – 719 с. – (Сельская библиотека Нечерноземья).
  14. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. Кн.2. От Великой Победы до наших дней. / С. Г. Кара-Мурза. – М.:ЭКСМО-Пресс,2002. – 768с. – (Серия « История России. Современный взгляд»).
  15. Картины Центрального музея им. В. И. Ленина: альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 16 репр.
  16. Малышкин А.Г. Люди из захолустья: роман / А. Г. Малышкин. – М.: Современник, 1988. – 320 с. – (Сыновья века. Серия книг о коммунистах).
  17. Маяковский В. В. Поэмы и стихотворения / В. В. Маяковский. – Волгоград: Книжное издательство, 1973. –175 с. – (Школьная библиотека).
  18. Мирный космос: альбом. – М.: Советский художник,1981. – 24 репр. 19. Панферов Ф. И. Бруски: роман в 4-х кн.: Кн. 1-я и 2-я / Ф. И. Панферов. – М.: Советская Россия, 1983. – 464 с. – (Земля родная).
  19. Пикуль В.С. Реквием каравану PQ-17: документальная трагедия / В. С. Пикуль. – М.: Советская Россия, 1987. – 272 с. – (Политический роман).
  20. Проскурин П.Л. Судьба: роман / П. Л. Проскурин. – М.: Советский писатель, 1974. – 830 с.
  21. По Ленинскому пути. Живопись Скульптура. Плакат. Графика. Декоративно-прикладное искусство. Художественный текстиль. Декорационное искусство театра и кино: альбом. – М.: Советский художник, 1981. – 295с. – (Серия «Всесоюзная художественная выставка».)
  22. Рогаль Н.М. На восходе солнца: роман / Н. М. Рогаль. – Хабаровск: Книжное издательство, 1985. – 528 с.
  23. Седых К.Ф. Даурия: роман / К. Ф. Седых. – Хабаровск: Книжное издательство, 1982. – 688 с.
  24. Солженицын А. И. В круге первом: роман / А. И. Солженицын. – М.: Современник, 1990. – 730 с.
  25. Твардовский А.Т. Василий Теркин: книга про бойца / А. Т. Твардовский. – М.: Воениздат, 1982. – 207 с.
  26. Сысоев В.П. Амурские звероловы: повесть и рассказы / В. П. Сысоев. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1977. – 144 с.
  27. Толстой А.Н. Хождение по мукам: трилогия / А. Н. Толстой. – М.: Художественная литература, 1990. – 781 с.: ил– (Библиотека классики. Советская литература).
  28. Тренев К.А. Любовь Яровая: пьеса в 5-ти действиях / К. А. Тренев. – Иркутск: Книжное издательство, 1974. – 110 с.
  29. Фадеев А. А. Разгром; Молодая гвардия / А. А. Фадеев. – М.: Художественная литература, 1979. – 747 с. – (Библиотека классики. Советская литература).
  30. Федин К. А. Первые радости: роман; Необыкновенное лето: роман / К. А. Федин. – М.: Художественная литература, 1979. – 895 с.: ил. – (Библиотека классики. Советская литература).
  31. Художники – ХХ пятилетке: альбом/Сост. В.Ф. Карпов. – М.: Советский художник, 1981. – 150с.
  32. Черкасов А. Конь рыжий: сказание о людях тайги / А. Черкасов, П. Москвитина. – М.: Современник, 1979. – 799 с.
  33. Шолохов М. А. Тихий Дон. В 4-х кн.: роман. Кн. 1-2 / М. А. Шолохов. – М.: Художественная литература, 1979. – 656 с. – (Библиотека классики. Советская литература).
  34. Шолохов М.А. Тихий Дон. В 4-х кн.: роман. Кн. 3-4 / М. А. Шолохов. – М.: Художественная литература, 1979. –736 с. – (Библиотека классики. Советская литература).


Смотреть фото.



< Назад

Меню раздела

Узнать свою задолженность

Найти книгу

Преподавателям

Заказать литературу

Оформить подписку

Ссылки










Говорим и пишем правильно

звони´т

департа´мент [де]

дефе´кт [де]

интелле´кт [ле]

Персоналии

Рожков Юрий Владимирович
Рожков Юрий Владимирович - доктор экономических наук, профессор кафедры «Банковское дело».[cut] Сайт профессор...

далее

Цитата в подарок

«Чтобы привлечь что-либо в свою жизнь, представь, будто оно уже там есть».

Ричард Бах